Бережливый детский сад

МБДОУ ДС №62 «Золотой улей» принимает участие в реализации регионального проекта «Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций Белгородской области» («Бережливый детский сад»)» (АИС №10086229)

Срок реализации проекта: 03.06.2019-30.12.2020г.

В рамках реализации проекта в детском саду:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МБДОУ ДС №62 «Золотой улей» принимает участие в муниципальном проекте «Обновление содержания дошкольного образования через создание кейса бережливых игр в дошкольных образовательных учреждениях Старооскольского городского округа» («Бережливые игры») (АИС №10088032)

Сроки реализации проекта: 09.01.2020 г. — 31.12.2020 г.

В рамках реализации проекта рабочей группой разработан кейс дидактических игр, целью которых является формирование бережливой личности дошкольника.

Современные дошкольники живут в веке сложных социальных и экономических отношений. Будущее потребует от них умения правильно и рационально использовать имеющиеся ресурсы. «Бережливое мышление» – это способ думать так, чтобы при меньших затратах добиваться не только большего, но и лучшего результата. Ребенок-дошкольник со сформированным бережливым мышлением в недалеком будущем (уже в период обучения в школе) сможет достигать поставленной цели, сберегая ресурсы (время, место (пространство), деньги и др.). С целью  формирования бережливого мышления дошкольников педагогами нашего детского сада было разработано несколько дидактических игр.

Игра «Бережулька»

Аннотация: игра представляет собой книгу-коврограф, наборы карточек  для коврографа по темам «одевание», «прием пищи», «умывание» и т.п., набор сюжетных картинок  с различными ситуациями, отвлекающими ребенка от выполнения того или иного действия. Методические рекомендации помогут организовать игру, в которой дошкольники усвоят способы сбережения временных ресурсов при выполнении бытовых действий. В дальнейшем книгу можно дополнять, использовать в качестве пособия для других подобных игр, к созданию которых можно привлечь детей.

Цель игры: формирование у детей представлений о действиях, исключение которых приводит к сокращению временных ресурсов при выполнении того или иного процесса.

Инструменты бережливого управления: 5 почему, визуализация.

Необходимое оборудование и материалы: книга-коврограф, наборы карточек для коврографа по темам «одевание», «прием пищи», «умывание» и т.п., набор сюжетных картинок с различными ситуациями, отвлекающими ребенка от выполнения того или иного действия.

Ход игры:

На странице книги-коврографа выкладываются  карточки с изображением выполнения одного бытового процесса (одевание на прогулку, складывание вещей в шкафчике, процесс умывания, организация приема пищи, посещение туалета,  дневной сон и заправления кровати) и  одна-две карточки с изображением действий, приводящих к потере времени. Играющим предлагается рассмотреть карточки и  найти среди них те, на которых изображены действия, отвлекающие детей от выполнения того или иного процесса. Найдя лишние карточки, дети объясняют свой выбор.

Пример:

При рассматривании картинок, иллюстрирующих процесс одевания на прогулку, педагог рассказывает детям историю о том, что мальчик Степа оделся на прогулку самым первым, долго ждал других детей, и, как только все вышли на прогулку, он самый первый замерз.

Педагог задает играющим следующие вопросы:

Вопрос 1: Почему на прогулке замерз Степа?

Ответ: Потому что он вспотел.

Вопрос 2: Почему так получилось?

Ответ: Потому что долго ждал других детей.

Вопрос 3: Почему долго ждал детей?

Ответ: Потому что они отвлекались во время одевания.

Вопрос 4: Почему они отвлекались?

Ответ: Потому что они не думали о других детях, только баловались

Вопрос 5: Почему их действия мешали другим детям?

Ответ: Потому что лишние действия отвлекают, и из-за этого долго одеваешься.

 Перспектива: в качестве усложнения дошкольникам предлагается составить  из карточек алгоритм выполнения процесса. Можно предложить детям дополнить книгу другими процессами и карточками.

 Планируемые результаты: дети умеют выделять факторы, вызывающие потерю временных ресурсов в ходе выполнения тех или иных процессов; дети замечают и стараются не допускать действия, приводящие к потере временных ресурсов в ходе выполнения тех или иных процессов.

 

Игра «Наведём порядок в группе»

Аннотация: игра представляет собой игровое поле (план-схему конкретного помещения (игровой комнаты)), наборы предметных картинок на магнитах и набор карточек-символов, обозначающих центр развития (центр конструирования, двигательный центр, центр художественно-эстетического развития и т.д.). Изучив методические рекомендации, педагог сможет организовать игру, направленную на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о том, как можно сберечь временные ресурсы в процессе выполнения простейших бытовых действий.

Цель игры: формирование навыка работы со значками-символами для сохранения временных ресурсов в процессе сортировки предметов.

Инструменты бережливого управления: 5 почему, визуализация.

Необходимое оборудование и материалы: игровое поле (план-схема группового помещения), наборы карточек с изображением предметов по разделам «игрушки», «машинки» и др.,  карточки со значками-символами групп предметов.

Ход игры: на игровом поле (плане-схеме группового помещения с изображением основных ориентиров – двери, окна, мебель) в центре хаотично размещаются карточки с изображением различных предметов. Играющим сообщается, что в группе пошалил какой-то сказочный персонаж (например, Карлсон), и теперь необходимо навести порядок, разложив все предметы на свои места.

Педагог задаёт играющим следующие вопросы:

Вопрос 1: В нашей группе беспорядок? Почему?

Ответ: Потому что кто-то здесь пошалил.

Вопрос 2: Почему шалун не убрал вещи по местам?

Ответ: Потому что он не знал, куда можно положить вещи?

Вопрос 3: Почему он сам не мог догадаться о том, куда необходимо положить эти вещи?

Ответ: Потому что эти места никак не обозначены.

Вопрос 4: Почему нам нужно, чтобы в группе был порядок?

Ответ: для того, чтобы мы всегда могли быстро найти нужную вещь.

Вопрос 5: Почему мы можем быстро разложить вещи на свои места?

Ответ: Потому что знаем, где они должны находиться.

Решение: Нужны значки-символы, с помощью которых любой может легко сориентироваться, куда положить ту или иную вещь, учитывая ее назначение.

Педагог предлагает детям набор значков-символов, которые нужно разместить на игровом поле в нужных местах (там, где располагается тот или иной игровой центр).

Играющие самостоятельно, или с небольшой помощью педагога, ориентируются на игровом поле, размещают значки-символы. После этого им предлагается распределить между собой роли ответственных за сбор той или иной группы предметов в игровой центр. Предметные карточки размещаются рядом со значком-символом на плане-схеме.

Варианты игры:

Вариант 1. Играющие (не более 6 человек) сортируют карточки без распределения обязанностей. Игра считается законченной, когда все предметы верно разложены в соответствии со значками-символами.

Вариант 2. Играющие распределяются между собой, кто какую группу карточек будет собирать. Выигрывает тот, кто первым соберет все свои карточки и разместит их в соответствующем игровом центре.

Вариант 3. Совместить два первых варианта, проиграв их в два тура с фиксацией затраченного времени. По итогам сравниваются временные затраты и делается вывод о том, какой способ сбора игрушек более рационален.

Вариант 3. Карточки-символы размещаются не там, где центр находится в групповом помещении (перепутаны местами или лежат отдельно, или перепутаны с предметными карточками).

Перспектива: введение карточек-символов в повседневную жизнь детей в группе, пополнение игры за счет введения новых карточек-символов и наборов предметных картинок.

Планируемые результаты: формирование навыка работы со значками-символами; ориентировка по значкам-символам как на игровом поле, так и в групповом пространстве; сокращение времени сортировки предметов как в игре, так и в  повседневной жизни.