МБДОУ ДС №62 «Золотой улей» принимает участие в реализации регионального проекта «Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций Белгородской области» («Бережливый детский сад»)» (АИС №10086229)
Срок реализации проекта: 03.06.2019-30.12.2020г.
В рамках реализации проекта в детском саду:
- создана лидерская команда;
- реализуются бережливые проекты по оптимизации процессов;
- внедрены бережливые технологии (визуализация, 5S, «канбан» и др.);
- разработан «ландшафт процессов» (процессная модель управления МБДОУ ДС №62 «Золотой улей«)
МБДОУ ДС №62 «Золотой улей» принимает участие в муниципальном проекте «Обновление содержания дошкольного образования через создание кейса бережливых игр в дошкольных образовательных учреждениях Старооскольского городского округа» («Бережливые игры») (АИС №10088032)
Сроки реализации проекта: 09.01.2020 г. — 31.12.2020 г.
В рамках реализации проекта рабочей группой разработан кейс дидактических игр, целью которых является формирование бережливой личности дошкольника.
Современные дошкольники живут в веке сложных социальных и экономических отношений. Будущее потребует от них умения правильно и рационально использовать имеющиеся ресурсы. «Бережливое мышление» – это способ думать так, чтобы при меньших затратах добиваться не только большего, но и лучшего результата. Ребенок-дошкольник со сформированным бережливым мышлением в недалеком будущем (уже в период обучения в школе) сможет достигать поставленной цели, сберегая ресурсы (время, место (пространство), деньги и др.). С целью формирования бережливого мышления дошкольников педагогами нашего детского сада было разработано несколько дидактических игр.
Игра «Бережулька»
Аннотация: игра представляет собой книгу-коврограф, наборы карточек для коврографа по темам «одевание», «прием пищи», «умывание» и т.п., набор сюжетных картинок с различными ситуациями, отвлекающими ребенка от выполнения того или иного действия. Методические рекомендации помогут организовать игру, в которой дошкольники усвоят способы сбережения временных ресурсов при выполнении бытовых действий. В дальнейшем книгу можно дополнять, использовать в качестве пособия для других подобных игр, к созданию которых можно привлечь детей.
Цель игры: формирование у детей представлений о действиях, исключение которых приводит к сокращению временных ресурсов при выполнении того или иного процесса.
Инструменты бережливого управления: 5 почему, визуализация.
Необходимое оборудование и материалы: книга-коврограф, наборы карточек для коврографа по темам «одевание», «прием пищи», «умывание» и т.п., набор сюжетных картинок с различными ситуациями, отвлекающими ребенка от выполнения того или иного действия.
Ход игры:
На странице книги-коврографа выкладываются карточки с изображением выполнения одного бытового процесса (одевание на прогулку, складывание вещей в шкафчике, процесс умывания, организация приема пищи, посещение туалета, дневной сон и заправления кровати) и одна-две карточки с изображением действий, приводящих к потере времени. Играющим предлагается рассмотреть карточки и найти среди них те, на которых изображены действия, отвлекающие детей от выполнения того или иного процесса. Найдя лишние карточки, дети объясняют свой выбор.
Пример:
При рассматривании картинок, иллюстрирующих процесс одевания на прогулку, педагог рассказывает детям историю о том, что мальчик Степа оделся на прогулку самым первым, долго ждал других детей, и, как только все вышли на прогулку, он самый первый замерз.
Педагог задает играющим следующие вопросы:
Вопрос 1: Почему на прогулке замерз Степа?
Ответ: Потому что он вспотел.
Вопрос 2: Почему так получилось?
Ответ: Потому что долго ждал других детей.
Вопрос 3: Почему долго ждал детей?
Ответ: Потому что они отвлекались во время одевания.
Вопрос 4: Почему они отвлекались?
Ответ: Потому что они не думали о других детях, только баловались
Вопрос 5: Почему их действия мешали другим детям?
Ответ: Потому что лишние действия отвлекают, и из-за этого долго одеваешься.
Перспектива: в качестве усложнения дошкольникам предлагается составить из карточек алгоритм выполнения процесса. Можно предложить детям дополнить книгу другими процессами и карточками.
Планируемые результаты: дети умеют выделять факторы, вызывающие потерю временных ресурсов в ходе выполнения тех или иных процессов; дети замечают и стараются не допускать действия, приводящие к потере временных ресурсов в ходе выполнения тех или иных процессов.
Игра «Наведём порядок в группе»
Аннотация: игра представляет собой игровое поле (план-схему конкретного помещения (игровой комнаты)), наборы предметных картинок на магнитах и набор карточек-символов, обозначающих центр развития (центр конструирования, двигательный центр, центр художественно-эстетического развития и т.д.). Изучив методические рекомендации, педагог сможет организовать игру, направленную на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о том, как можно сберечь временные ресурсы в процессе выполнения простейших бытовых действий.
Цель игры: формирование навыка работы со значками-символами для сохранения временных ресурсов в процессе сортировки предметов.
Инструменты бережливого управления: 5 почему, визуализация.
Необходимое оборудование и материалы: игровое поле (план-схема группового помещения), наборы карточек с изображением предметов по разделам «игрушки», «машинки» и др., карточки со значками-символами групп предметов.
Ход игры: на игровом поле (плане-схеме группового помещения с изображением основных ориентиров – двери, окна, мебель) в центре хаотично размещаются карточки с изображением различных предметов. Играющим сообщается, что в группе пошалил какой-то сказочный персонаж (например, Карлсон), и теперь необходимо навести порядок, разложив все предметы на свои места.
Педагог задаёт играющим следующие вопросы:
Вопрос 1: В нашей группе беспорядок? Почему?
Ответ: Потому что кто-то здесь пошалил.
Вопрос 2: Почему шалун не убрал вещи по местам?
Ответ: Потому что он не знал, куда можно положить вещи?
Вопрос 3: Почему он сам не мог догадаться о том, куда необходимо положить эти вещи?
Ответ: Потому что эти места никак не обозначены.
Вопрос 4: Почему нам нужно, чтобы в группе был порядок?
Ответ: для того, чтобы мы всегда могли быстро найти нужную вещь.
Вопрос 5: Почему мы можем быстро разложить вещи на свои места?
Ответ: Потому что знаем, где они должны находиться.
Решение: Нужны значки-символы, с помощью которых любой может легко сориентироваться, куда положить ту или иную вещь, учитывая ее назначение.
Педагог предлагает детям набор значков-символов, которые нужно разместить на игровом поле в нужных местах (там, где располагается тот или иной игровой центр).
Играющие самостоятельно, или с небольшой помощью педагога, ориентируются на игровом поле, размещают значки-символы. После этого им предлагается распределить между собой роли ответственных за сбор той или иной группы предметов в игровой центр. Предметные карточки размещаются рядом со значком-символом на плане-схеме.
Варианты игры:
Вариант 1. Играющие (не более 6 человек) сортируют карточки без распределения обязанностей. Игра считается законченной, когда все предметы верно разложены в соответствии со значками-символами.
Вариант 2. Играющие распределяются между собой, кто какую группу карточек будет собирать. Выигрывает тот, кто первым соберет все свои карточки и разместит их в соответствующем игровом центре.
Вариант 3. Совместить два первых варианта, проиграв их в два тура с фиксацией затраченного времени. По итогам сравниваются временные затраты и делается вывод о том, какой способ сбора игрушек более рационален.
Вариант 3. Карточки-символы размещаются не там, где центр находится в групповом помещении (перепутаны местами или лежат отдельно, или перепутаны с предметными карточками).
Перспектива: введение карточек-символов в повседневную жизнь детей в группе, пополнение игры за счет введения новых карточек-символов и наборов предметных картинок.
Планируемые результаты: формирование навыка работы со значками-символами; ориентировка по значкам-символам как на игровом поле, так и в групповом пространстве; сокращение времени сортировки предметов как в игре, так и в повседневной жизни.